Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы преподавания правовых дисциплин в профессиональной образовательной организации обусловлена тем, что освоение основ права является неотъемлемой частью образования будущих специалистов. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС) предопределяет получение обучающимися определенного объема знаний и умений в области права. Изучение правовых дисциплин должно быть ориентировано на освоение юридических понятий, формирование правовой культуры, развитие умений решать практико-ориентированные задачи.
Неотъемлемой частью образовательного процесса при изучении правовых дисциплин является организация контроля учебных достижений студентов. Контроль направлен на выявление уровня подготовки обучающихся, оценку сформированности знаний и умений в области права. Для осуществления необходимы определенные инструменты – оценочные средства, позволяющие провести оценку знаний и умений студентов в процессе контроля. Оценочные средства позволяют не только выявить уровень подготовленности обучающихся, но и внести своевременные коррективы в образовательный процесс.
Различные аспекты контроля учебных достижений обучающихся рассматриваются в работах Г. А. Александровой, Л. В. Ведерниковой, Е. В. Гнатышиной, Е. В. Евпловой, Н. Г. Канунниковой, А. А. Кругловой, Ю. Н. Лапыгина, А. М. Осавелюка, М. В. Чередниковой и др. Активные формы и методы контроля знаний и умений студентов в профессиональном образовании предлагаются такими авторами, как Э. Р. Гузуева, М. А. Гурина, К. С. Иванова, К. А. Климов, С. И. Кудинов, И. А. Медведева, В. В. Наумкина, Н. Э. Соколинская, Н. А. Шайденко, И. А. Щербакова, Г. Н. Юлина и др.
Несмотря на то, что проблема контроля широко освещена в научно-методической литературе, остаются открытыми вопросы, связанные с разработкой оценочных средств по правовым дисциплинам с учетом современных тенденций развития среднего профессионального образования. В связи с этим возникает необходимость теоретического обоснования и разработки оценочных средств как инструмента контроля качества учебных достижений студентов по правовым дисциплинам в профессиональной образовательной. Проблема исследования: каковы методические особенности применения оценочных средств в процессе контроля качества учебных достижений студентов по правовым дисциплинам? Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Оценочные средства как инструмент контроля качества учебных достижений студентов по правовым дисциплинам в профессиональной образовательной организации».
Объект исследования: процесс преподавания правовых дисциплин в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования: оценочные средства как инструмент контроля качества учебных достижений студентов по правовым дисциплинам в профессиональной образовательной организации.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по применению оценочных средств как инструмента контроля качества учебных достижений студентов по правовым дисциплинам в «ГБПОУ «Южно-Уральский агропромышленный колледж» (с. Аргаяш).
Задачи исследования:
1.Раскрыть понятие, виды оценочных средств как инструмента контроля качества учебных достижений студентов в профессиональной образовательной организации.
2.Изучить методические аспекты разработки и применения оценочных средств как инструмента контроля качества учебных достижений студентов по правовым дисциплинам.
3.Проанализировать практику применения оценочных средств как инструмента контроля качества учебных достижений студентов в процессе преподавания правовых дисциплин в ГБПОУ «Южно-Уральский агропромышленный колледж» (с. Аргаяш).
4.Разработать оценочные средства в процессе преподавания дисциплины «Основы права» в ГБПОУ Южно-Уральский агропромышленный колледж» (с. Аргаяш).
Теоретической основой исследования явились: научные подходы к организации контроля обучения студентов среднего профессионального образования (Г. А. Александрова, Л. В. Ведерникова, Е. В. Гнатышина, Е. В. Евплова, Н. Г. Канунникова, А. А. Круглова, Ю. Н. Лапыгин, А. М. Осавелюк, М. В. Чередникова), научные исследования по применению оценочных средств как инструмента контроля знаний и умений студентов в профессиональном образовании (Э. Р. Гузуева, М. А. Гурина, К. С. Иванова, К. А. Климов, С. И. Кудинов, И. А. Медведева, В. В. Наумкина, Н. Э. Соколинская, Н. А. Шайденко, И. А. Щербакова, Г. Н. Юлина).
Методы исследования:
1.Теоретические – анализ литературных источников, реферирование, обобщение, цитирование, поиск необходимой информации.
2.Эмпирические методы: проведение исследования (опрос), анализ программы учебной дисциплины «Основы права».
Практическая значимость исследования заключается в разработке оценочных средств по дисциплине «Основы права», которые могут быть использованы в процессе контроля качества учебных достижений студентов.
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский агропромышленный колледж» (с. Аргаяш).
Структура исследования: выпускная квалификационная работа включает введение, основную часть (две главы), заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Состояние проблемы преподавания правовых дисциплин в профессиональной образовательной организации
В процессе получения среднего профессионального образования обучающиеся обязательно изучают правовые дисциплины на базовом или углубленном уровне в зависимости от направления подготовки. При этом учитывается специфика осваиваемой профессии или специальности, содержание образовательной программы, в соответствии с которой осуществляется разработка рабочей программы правовой дисциплины, планирование занятий, подготовка методического обеспечения [22].
А. М. Осавелюк, Л. А. Казанцева, И. А. Калиниченко отмечают, что при разработке программ правовых дисциплин при обучении студентов среднего профессионального образования учитываются требования государственного стандарта по специальности, содержание образовательной программы. В процессе освоения правовых дисциплин студенты получению необходимые знания и умения, знакомятся с нормативно-правовыми актами, учатся работать с ними, находить нужную информацию, использовать ее для решения учебных заданий [24].
В. Л. Родина выделяет следующие целевые ориентиры при изучении правовых дисциплин в профессиональной образовательной организации: освоение основных правовых понятий и терминов (знания по основам права, правовым институтам, правовым отношениям, источникам и формам права, правовым системам, правонарушениям, юридической ответственности, отраслям права и другим аспектам права), освоение правовых основ профессиональной деятельности (основы правового регулирования будущей профессиональной деятельности, особенности правовых отношений в соответствии с ФГОС по выбранной специальности СПО), формирование умений обучающихся ориентироваться в документах, находить нужную информацию, составлять ответ на поставленный вопрос, оперировать правовыми терминами [31].
В содержании учебно-методического обеспечения правовой дисциплины важное место занимают формы организации обучения. М. В. Чередникова, Е. В. Евплова, Е. В. Гнатышина теоретические и практические занятия, а также на комбинированные, смешанные, которые сочетают в себе элементы теоретического обучения и практической работы [20]. Учебная деятельность студентов может осуществляться индивидуально, в группе или со всеми обучающимися. Формы организации учебной деятельности обучающихся на занятии по правовой дисциплине осуществляются под руководством преподавателя и направлены на решение поставленных образовательных задач. При этом взаимодействие организуется в системе «обучающийся – преподаватель», «обучающийся – обучающийся», «обучающийся – учебная группа».
Разные формы занятий, формы организации учебной деятельности обучающихся по правовым дисциплинам определяются преподавателем на основе рабочей программы и в соответствии учебно-тематическим планом. И. А. Щербакова отмечает, что в процессе планирования указываются разделы программы, учебные модули, изучаемые темы, количество часов, формы организации обучения (теоретическое, практическое занятие, самостоятельная работа), расписывается содержание каждого занятия, изучаемые теоретический материал, виды практических работ по учебной дисциплине, а также формы текущего и итогового контроля [40].
Важное значение при освоении основ права имеют методы обучения. Одной из традиционных классификаций в дидактике является разделение методов по источнику знаний. Это словесные методы (слово как источник знаний: беседа, дискуссия, дебаты, обсуждение, пояснение, рассказ и другие), наглядные методы (наглядность как источник знаний: показ наглядного пособия, схемы, таблицы, визуализация, демонстрация слайдов, презентаций к занятиям, наблюдение каких-либо явлений, процессов) и практические методы (практические действия как источник знаний: упражнение, игра, выполнение лабораторных, практических работ).
Следующий подход к классификации методов обучения – разделение их на активные (интерактивные) и неактивные. Ю. Н. Лапыгин отмечает, что интерактивные методы включают дискуссионные, игровые методы, метод проектов, методы проблемного обучения [19].
Первая группа методов – это дискуссионные методы. В их основе лежит дискуссия как метод обучения, основанный на коллективном обсуждении определенного вопроса, проблемы. Н. А. Шайденко, С. Н. Кипурова, А. В. Сверчкова считают, что дискуссия включает в себя не просто обсуждение, а спор, столкновение точек зрения. Дискуссия требует соответствующей подготовки от преподавателя, умений правильно организовать дискуссию, направить обсуждение в нужное русло. Необходимо четко и правильно ставить вопросы, координировать деятельность обучающихся, создавать условия для диалога [38].
Н. Э. Соколинская выделяет такие методы, как круглый стол, дебаты, мозговой штурм. Круглый стол – это интерактивный метод, в основе которого лежит беседа. Дебаты – это метод воспитания, основанный на обсуждении, которое построено на основе заранее фиксированных выступлений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), – и опровержений. Мозговой штурм – это метод решения задач, в котором участники обсуждения генерируют максимальное количество идей решения задачи, в том числе самые фантастические и глупые. Затем из полученных вариантов выбирают лучшие решения, которые могут быть использованы на практике [33].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Александрова Г. А. Организация самостоятельной работы обучающихся / Г. А. Александрова, Л. Г. Васильева. – Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2021. – 60 с.
2.Белоногина Д. А. Кейс-метод как один из инновационных методов активизации познавательной деятельности студентов / Д. А. Белоногина, В. А. Давыденко // Ученые заметки ТОГУ. – 2021. – Т. 12, № 1. – С. 174–179.
3.Ведерникова Л. В. Теоретико-методологические основы практико-ориентированной подготовки педагога : монография / Л. В. Ведерникова, О. А. Поворознюк, С. А. Еланцева. – Москва : Юрайт, 2020. – 341 с.
4.Гузуева Э. Р. Практика применения кейс-метода в обучении студентов / Э. Р. Гузуева, А. А. Жамборов, Р. М. Мутусханова // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 1 (86). – С. 77–78.
5.Гурина М. А. Деловые игры и метод кейсов – инструменты освоения профессии будущих руководителей / М. А. Гурина // Инновационные процессы в современном образовании: практики, технологии, решения / отв. ред. А. В. Лукаш ; науч. ред. В. Н. Морозов. – Москва, 2021. – С. 198–200.
6.Доценко А. С. О понятии правового просвещения / А. С. Доценко // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – Т. 15, № 1 (110). – С. 179–188.
7.Емельянова Т. В. Зарубежный опыт профессиональной подготовки кадров на основе практико-ориентированного подхода / Т. В. Емельянова // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 1, № 6 (72). – С. 137–151.
8.Иванова К. С. Кейс-метод в образовательном процессе / К. С. Иванова // Вклад студенчества в развитие современного научного знания : материалы IV студенческой научно-практической конференции. – Орёл, 2021. – С. 42–49.
9.Иванова С. В. Практико-ориентированный подход к организации образовательного процесса юридического вуза / С. В. Иванова, Л. А. Родионов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2020. – Т. 22, № 71. – С. 29–33.
10.Истомина В. В. Применение кейс-метода на занятиях учебной практики в среднем профессиональном образовании / В. В. Истомина, А. А. Вишневский // Инновационное развитие профессионального образования. – 2021. – № 1 (29). – С. 38–45.
11.Канунникова Н. Г. Методика преподавания дисциплины «Административное право» : учебно-методическое пособие / Н. Г. Канунникова. – Краснодар : Краснодарский ун-т МВД России, 2015. – 197 с.
12.Климов К. А. Практико-ориентированное обучение в системе высшего образования : монография / К. А. Климов, Л. Л. Мешкова, В. В. Смирнов. – Тамбов : Изд-во Першина Р. В., 2016. – 144 с.
13.Коломенцева Д. А. Применение активных методов в обучении будущих преподавателей правовых дисциплин / Д. А. Коломенцева // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. – 2021. – № 3. – С. 16–19.
14.Круглова А. А. Методика преподавания административного права в образовательных организациях среднего профессионального образования / А. А. Круглова // Диалог культур – диалог о мире и во имя мира. – Комсомольск-на-Амуре, 2021. – С. 134–138.
15.Кудинов С. И. Активные методы обучения : учеб. пособие / С. И. Кудинов, С. С. Кудинов, И. Б. Кудинова. – Москва : Российский университет дружбы народов, 2017. – 168 с.
16.Кузнецова Е. Б. Практико-ориентированные задания как средство формирования профессиональных компетенций у студентов в процессе обучения в вузе / Е. Б. Кузнецова // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства / под ред. Г. С. Чесноковой, Е. В. Ушаковой. – Новосибирск, 2021. – С. 28–30.
17.Кулакова А. А. Роль методики преподавания права в процессе формирования правовой культуры обучающихся / А. А. Кулакова, Ф. П. Михеев // Дневник науки. – 2020. – № 5 (41). – С. 11.
18.Лазарева И. Н. Педагогические условия развития творческого мышления у будущих профессионалов / И. Н. Лазарева // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – Т. 7, № 2 (27). – С. 144.
19.Лапыгин Ю. Н. Методы активного обучения : учебник и практикум для вузов / Ю. Н. Лапыгин. – Москва : Юрайт, 2017. – 247 с.
20.Лунева Ю. Б. Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании / Ю. Б. Лунева, О. И. Ваганова, Ж. В. Смирнова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – №6 (32). – С. 122–126.
21.Лыфенко Д. В. Организация и контроль самостоятельной работы студентов с использованием цифровых технологий / Д. В. Лыфенко // Научные труды Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского. Серия «Гуманитарные науки». – Калуга, 2021. – С. 127–133.
22.Макаренок О. Н. Формирование общих компетенций студентов СПО / О. Н. Макаренок // Инновационные процессы в современном образовании : практики, технологии, решения / ред. А. В. Лукаш ; науч. ред. В. Н. Морозов. – Москва, 2021. – С. 142–144.
23.Медведева И. А. Использование кейс-метода в преподавании юридических дисциплин / И. А. Медведева // Шаг в историческую науку. – Екатеринбург, 2018. – С. 225–227.
24.Методика преподавания юриспруденции в высшей школе : учеб. пособие / А. М. Осавелюк, Л. А. Казанцева, И. А. Калиниченко ; под ред. А. М. Осавелюка. – Москва : ЮНИТИ : Закон и право, 2017. – 319 с.
25.Михалкина Ю. С. Актуальные проблемы методики преподавания права / Ю. С. Михалкина, Е. В. Рябова // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2021. – № 1. – С. 32–35.
26.Моисеева Е. В. Развитие правовой компетенции студентов вуза : учебно-практическое пособие / Е. В. Моисеева, А. Н. Богачев. – Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2019. – 140 с.
27.Мусаева И. П. Потенциал применения кейс-метода в изучении вопросов права при реализации программ высшего образования / И. П. Мусаева, В. Ш. Расумов, М. Х. Ордоков // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-2. – С. 251–254.
28.Наумкина В. В. Правовое воспитание и практико-ориентированный подход / В. В. Наумкина // Правовое воспитание и преодоление правового нигилизма молодежи : материалы региональной (межвузовской) научно-практической конференции. – Красноярск, 2021. – С. 52–54.
29.Наумкина В. В. Практико-ориентированный подход при подготовке юристов / В. В. Наумкина // Право и образование. – 2021. – № 3. – С. 70–75.
30.Печенкина А. А. Использование ситуационных задач на занятиях по учебной дисциплине «правоведение» / А. А. Печенкина // Инновационные технологии в педагогике высшей школы : материалы VI Международной межвузовской научно-методической конференции. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 72–77.
31.Родина В. Л. Правовая компетентность как педагогическая категория: историко-теоретический аспект / В. Л. Родина // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62-4. – С. 179–182.
32.Синкин К. А. Кейс-метод преподавания права / К. А. Синкин // Теория и практика социогуманитарных наук. – 2021. – № 2 (14). – С. 33–37.
33.Соколинская Н. Э. Проблемы и решения внедрения практико-ориентированных заданий при преподавании специальных дисциплин / Н. Э. Соколинская // Экономика. Бизнес. Банки. – 2017. – № 1 (18). – С. 131–140.
34.Фатеева Н. В. Разработка и применение практических заданий в процессе учебной практики / Н. В. Фатеева // Передовые достижения науки в молочной отрасли. – Вологда, 2021. – С. 261–266.
35.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (с изменениями на 28 декабря 2024 года). – URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 01.01.2025).
36.Цомаева З. Т. Проблемы формирования правовой грамотности студентов – будущих учителей / З. Т. Цомаева // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 6 (79). – С. 360–362.
37.Чередникова М. В. Методика преподавания правовых дисциплин : учебно-методическое пособие / М. В. Чередникова, Е. В. Евплова, Е. В. Гнатышина. – Челябинск : Цицеро, 2016. – 148 с.
38.Шайденко Н. А. Методика преподавания права в организациях среднего профессионального образования / Н. А. Шайденко, С. Н. Кипурова, А. В. Сверчкова // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. – 2020. – № 1. – С. 53–56.
39.Шевелева А. В. Кейс-метод как инновационная технология образования / А. В. Шевелева // Профессиональное образование : методология, технологии, практика : сб. научн. статей. – Челябинск, 2021. – С. 172–175.
40.Щербакова И. А. Особенности использования практико-ориентированных заданий при профессиональной подготовке студентов колледжа / И. А. Щербакова // Формирование и развитие самостоятельности студентов и школьников как стратегический образовательный приоритет в практико-ориентированном обучении. – Горно-Алтайск, 2016. – С. 112–114.
41.Щербакова И. А. Практико-ориентированные задания как эффективное средство профессиональной подготовки студентов колледжа / И. А. Щербакова // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 1 (56). – С. 228–231.
42.Юлина Г. Н. Кейс-метод как фактор мотивации студентов к профессиональной деятельности: предпосылки и ограничения / Г. Н. Юлина, Е. А. Липченко // Вопросы методики преподавания: от классической системы к смешанному обучению : Международная научно-практическая конференция, Москва, 15 мая 2021 года : сб. научн. тр. ; сост. В. М. Шахназарян ; под ред. М. Г. Петровой. – Москва, 2021. – С. 172–180.